Белорусский железнодорожный вокзал в Москве

Белорусский вокзал в Москве

Белорусский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Смоленская. Он обслуживает поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений, а также один поезд северо-восточного направления (идущий по Савеловской ветке на Рыбинск). В прошлом Белорусский вокзал назывался Смоленским, затем Брестским.

С Белорусского вокзала в Москве отходят поезда в Минск и другие города Белоруссии, В Калининград, поезда, а также прицепные вагоны следуют и в города Европы (Берлин, Варшава, Прага, Базель, Братислава, Вена, Мюнхен, Париж, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Ницца). Внутриросийские направления – Смоленск и Рыбинск.


История Белорусского вокзала началась во второй половине 19 века. Тогда от Тверской заставы начали прокладывать железнодорожное полотно в направлении Смоленска, а затем в Брест и Варшаву. Эта железная дорога называлась Московско-Смоленской.

Все работы по исследованию местности, по которой предполагалось проложить дорогу, проводились на средства Смоленского земства. Установление железнодорожной связи было выгодно и смоленским промышленникам, и самим москвичам, поэтому средства на постройку собрали без труда. В 1867 году решением Московской Городской Думы под строительство железной дороги были бесплатно выделены участки пустовавшей земли, а в 1868 году император Александр II выдал разрешение приступить к строительству новой железной дороги в направлении Смоленска. Общее ее направление также было разработано, оставалось определиться только с местом для вокзала.

 

Самым подходящим участком для строительства станции и вокзала была Тверская застава. Во-первых, она находилась недалеко от Москвы, во-вторых, земли здесь пустовали и не приносили дохода в городскую казну, поэтому издержки на отчуждение частных земель и снос имеющихся построек обошлись в сравнительно небольшую сумму – 50 тысяч рублей.

 

Единственным препятствием мог послужить тот факт, что железнодорожные пути должны были проходить через место конских скачек. Коннозаводчики обратились с прошением о переносе лини железной дороги к генерал-губернатору Москвы князю В.А. Долгорукову. Но, несмотря на то, что он сам являлся председателем «Императорского Московского Скакового общества», план железной дороги остался неизменным.

 

В конце апреля 1869 года было начато строительство Смоленского вокзала. Возглавил все работы по возведению самого вокзального здания и подсобных помещений статский советник Немчинов – крупный предприниматель и хозяин нескольких кирпичных заводов. Его фамилию носит сегодня станция Немчиновка, построенная по просьбе братьев Немчиновых, которые основали дачный поселок в пригороде.

 

Одновременно из Смоленска в направлении Москвы также строилась однопутная железная дорога, и 9 августа 1870 года от Смоленска до Гжатска (сейчас г. Гагарин) прошли первые рабочие составы. В это время на московском участке рельсы были проложены до станции Бородино, и нужно было успеть протянуть пути до Гжатска к 25 августа – на эту дату была назначена приемная комиссия. Подвижной состав для Смоленской железной дороги заказывали в Европе. Почти параллельно с окончанием прокладки путей завершалось строительство вокзала.

 

И вот, 19 сентября 1870 года состоялось торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги. Смоленский вокзал в Москве стал шестым по счету и вторым по величине. В газетах о нем написали: «Станция представляет собой довольно красивое здание». Затем железную дорогу от Смоленска продлили до Бреста и в 1871 году вокзал переименовали в Брестский.

 

Весной 1896 года на Брестский вокзал в Москву должна была прибыть царская семья – предстояла коронация Николая II. В связи с этим событием известному московскому архитектору Льву Кекушеву поручили в короткий срок построить Императорский павильон. В результате в правом крыле вокзала вырос удивительной красоты деревянный терем. Строение было выполнено в псевдорусской манере, и всех, кто видел его изнутри, оно восхищало богатством декора, что неудивительно – средств на него не пожалели.

 

Стены и потолки павильона обшили тиком стального цвета, фризы и потолок покрыли золочеными росписями, специально из Франции привезли мебель. Общая площадь терема была разделена на три части: по центру располагалась приемная, а по обе стороны от нее – крытые стеклянные галереи. Дальше крытые, но уже не застекленные галереи тянулись до платформы. Крыльцо сверху украшало рельефное изображение государственного герба. Рядом возвышался флагшток для императорского штандарта. От вокзальной площади до павильона в день встречи императорской семьи простелили бархатный ковер. В последующие годы Императорский павильон использовали для торжественных встреч высокопоставленных лиц. А в 1908 году, во время строительства современного здания вокзала, терем разобрали.

 

Со временем пассажирский поток увеличивался, и старое здание Брестского вокзала стало тесным. В 90-е годы 19 века железная дорога стала двухпутной, а платформа была предусмотрена только одна. Помещения для пассажиров, особенно это касается третьего класса, не вмещали даже людей с одного поезда. В 1898 году начальник железной дороги Д.А. Кригер подал несколько прошений в управление МПС с просьбой о выделении средств на расширение вокзала к этому времени дорога стала казенной). Но только в 1907 году начались работы по реконструкции Брестского вокзала.

 

Новое здание вокзала проектировал архитектор И. Струков. Также участие в строительстве принимал новый начальник железной дороги, военный инженер генерал Ф. Мец. Вокзал состоял из двух корпусов, приставленных друг к другу под тупым углом. Угловая половина была двухэтажной. Она отводилась под царские нужды и называлась Царский угол.

 

Весной 1910 года было закончено правое крыло вокзала. Теперь здесь было четыре платформы. Крайняя – предназначалась для императора. 25 мая 1910 года состоялось торжественное открытие первой очереди, а в феврале 1912 года закончили и освятили левое крыло Брестского вокзала. По площади новый вокзал был в три раза больше старого. На реконструкцию было потрачено около миллиона рублей, но траты себя оправдали. Новое здание было построено в неоклассической манере с элементами ампира и ложной готики. На главном фасаде красовались картуши в виде щитов с эмблемами железной дороги. Над четырьмя входами в пассажирские залы размещались башенки с флагштоками. И внешние фасады и внутренняя отделка вызывали заслуженное восхищение, а кассы и телеграф были оборудованы по последнему слову техники. Здесь впервые в Москве появились аппараты, которые распечатывали железнодорожные билеты. Особого внимания заслуживало то, что здание построено из бетона и железа, а это значительно снижало пожароопасность.

 

Открытие нового вокзала совпало с празднованием столетия победы в войне с Наполеоном, и 4 мая 1912 года в память об императоре Александре, при котором Россия одержала эту великую победу, Московско-Брестская железная дорога была переименована в Александровскую, а вокзал – в Александровский. С тех пор на вагонах в качестве украшения появились рельефные вензеля императора Александра. Поскольку такое украшение было достаточно дорогим, то с течением времени вензеля стали рисовать краской.

 

Когда разразилась первая мировая война, Брестский вокзал вошел в число первых прифронтовых. С его платформ уходили эшелоны с солдатами и припасами на запад, а оттуда возвращались с ранеными, для которых прямо на вокзале открывали пункты питания.

 

Когда в 1922 году Александровскую и Московско-Балтийскую железные дороги объединили в одну Московско-Белорусско-Балтийскую, то вокзал стал называться Белорусско-Балтийским. Во время очередной реорганизации железных дорог, проходившей в 1936 году, вокзал получил свое нынешнее название, под которым вошел в историю. Именно с Белорусского вокзала снова двинулись на фронт эшелоны.

 

В 1970 году режиссер Андрей Смирнов снял художественный фильм «Белорусский вокзал». Сюжет повествует о бывших однополчанах, расставшихся в мае 1945 года на Белорусском вокзале. Прошло много времени с того момента, по-разному сложились их судьбы, и после 25-летней разлуки все они, верные фронтовой дружбе, собираются вновь, чтобы проводить в последний путь своего боевого товарища – гвардии полковника Валентина Матвеева. «В Белорусском вокзале» создатели фильма не только рассказали историю старых друзей, но и показали, как отличаются их чувства и мысли от мировоззрения молодого поколения. Роли в этом кинофильме сыграли знаменитые актеры: Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Любовь Соколова, Нина Ургант и другие.

 

В 2007-2009 годах вокзал был в очередной раз реконструирован. Работы проводила компания Аэроэкспресс. Целью реконструкции было установление железнодорожного сообщения вокзала и аэропорта Шереметьево. Аэровокзал площадью 600 квадратных метров разместился на четвертом этаже Белорусского вокзала. Здесь пассажиры могут пройти регистрацию на внутренние рейсы, оформить и сдать багаж. Железнодорожные экспрессы с Белорусского вокзала по пути к станции Аэропорт Шереметьево делают остановку на Савеловском вокзале.

 

Но протяжении своего существования Белорусский вокзал несколько раз перестраивался, но это не повлияло на исторический вид здания. Поэтому, несмотря на то, что сегодняшний Белорусский вокзал в Москве представляет собой современный комплекс, отвечающий нынешним требованиям, мы и сейчас имеем возможность любоваться тем архитектурным произведением, которое видели москвичи в начале века.



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.