Главный архитектор Москвы хочет превратить железнодорожные станции в Москве в мини-вокзалы — Аргументы Недели

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил о необходимости пересмотреть отношение к железнодорожным станциям на территории города. Он отметил, что те нуждаются в благоустройстве. Кроме того, их надо превратить в мини-вокзалы или, другими словами, в мини-ТПУ (транспортно-пересадочные узлы). Пассажиры смогут пересаживаться с электричек на автобусы и в некоторых случаях быстро добираться от железнодорожной станции до метро.

«Железнодорожные станции загажены до безобразия. И не только за городом, но и на территории Москвы. Например, «Серп и молот»: как было во времена Венечки Ерофеева, так и осталось. Станции – лицо города, поэтому постановка вопроса похвальна, – говорит Алексей Клеменко, член консультативного совета при главном архитекторе Москвы. – Но превращением станций в вокзалы не должно заниматься одно РЖД. Взять Белорусский вокзал: с левой стороны расположен целый комплекс с зелеными башенками – для Москвы стыдно иметь такую архитектуру. Москомархитектуры от этого творения открещивается – дескать, у РЖД свои проектировщики. Другой важный момент: есть опасность, что приоритетной в проектах вновь будет торговля. На Курском вокзале торговый центр – самый главный объект. Возвышается, как огромная куча, – подъехать к нему невозможно».

Схожий прогноз дает депутат Госдумы Антон Беляков: «Речь идет не только о появлении на станциях предприятий розничной торговли. Будут спа-салоны, фитнес, бутики. Таким образом, эти пересадочные узлы станут привлекать дополнительный автомобильный транспорт. Следовательно, их надо оборудовать многоярусными парковками для покупателей. Иначе автобусы не разъедутся».

Именно так решается эта проблема на ТПУ на станции метро Планерная: под парковку для покупателей там отведено два с половиной этажа. Обойтись без торговли невозможно: для строительства ТПУ городу нужны инвесторы, а инвесторам – прибыль. Сама по себе транспортная инфраструктура ее не приносит: нельзя же брать с человека деньги только за то, что он воспользовался площадкой для пересадки с одного вида транспорта на другой. «Пускай торговля будет, но упор надо делать на услуги первой необходимости, прежде всего питание, – комментирует исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. – В ТПУ на Планерной под общепит отдан целый этаж – это очень правильно, пассажирам важно подкрепиться. А вот без бутиков можно обойтись».

Было бы идеально, если бы товары и услуги в ТПУ приобретали только пассажиры, а не какие-то дополнительные люди, прибывшие специально ради шопинга. Но отрегулировать это нельзя. Теоретически можно было бы разместить все торговые точки внутри самого ТПУ и пускать в здание лишь тех, кто сошел с электрички или направляется на нее. Однако инвестор на такое не пойдет. Городу остается довольствоваться абстрактными формулировками в инвест-контрактах: дескать, торговые площади будут ориентированы на пассажиров и не привлекут других покупателей.

«Соединять автобусами метро и электрички – прекрасная мысль, иного пути у Москвы нет. До такого надо было додуматься еще лет десять назад. Но когда под видом ТПУ строят торговый комплекс – это непорядок, – считает депутат Мосгордумы Андрей Клычков. – Бесспорно, какие-то магазины должны быть – пускай пассажиры закупают продукты по пути. Но здесь надо говорить даже не о «золотой середине», а об абсолютном приоритете транспортной составляющей.Что касается привлечения инвесторов… Чиновники считают: мол, бизнес не захочет, придется пойти на его условия. Так повелось, что в России прибыльным считается прибыль 1000% в месяц, хотя в экономике 6% в год – уже прибыль. Пора законодательно привлечь бизнес к социальным проектам, пускай их прибыльность и не тысячепроцентная».

Наталья Самовер, представитель движения «Архнадзор»:

– Наконец-то РЖД стали критиковать! Ведомство привыкло, что его считают неприкасаемой организацией и никто не смеет сказать ему слово поперек. На территории Москвы есть много исторических зданий, которые имеют статус объектов культурного наследия или ожидают его присвоения. РЖД варварски обращается с такими объектами. Единственный городской орган, который пытался противостоять железнодорожникам во время сноса Веерного депо на Комсомольской площади в апреле, – Департамент культурного наследия. Депо не являлось памятником, но располагалось на территории, где действует особый порядок градостроительной деятельности. Прежде чем принять решение о сносе, железнодорожники должны были выйти на специальную городскую комиссию. На это замечание последовал совершенно хамский пресс-релиз со стороны РЖД. Дескать, это наша собственность – что хотим, то и делаем. РЖД фактически заявила о своей экстерриториальности. Город это молча проглотил. Теперь, по-видимому, Москва начинает возвращать себе достоинство в отношениях с РЖД.

«ТПУ с их торговыми центрами и рынками являются местами массового скопления криминального контингента. Тем более на окраинах города. Яркий пример – Выхино, – отмечает депутат Мосгордумы А. Клычков. – Необходимо усиление работы полиции на станциях, если их превратят в ТПУ».



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.