Инженер Шухов. Киевский вокзал

На днях исполняется 90 лет башне Шухова в Москве, вернее с даты начала передач с этой башни. В связи с этим в Интернете возник всплеск  интереса к теме спасения башни и к самой самой личности Шухова. Внук Шухова, который возглавляет одноименный фонд, предлагает вообще снести башню в знак протеста, чтобы не видеть как она погибает. Однако не у всех творений Шухова такая печальная судьба. Дебаркадер Киевского вокзала был реставрирован, вернее переделан с клепанного на сварной вариант в 2001 году. 1400 тонн металлоконструкций изготовлены на Белгородском ЗМК. Справедливо могут сказать, что это уже новодел. Что поделаешь, но клепать конструкции в таком объеме сегодня никто не будет. А идея и сооружение будут жить еще 100 лет!

Далее пост и фото про Киевский  вокзал и Шухова, его жизнь и увлечение фотографией  просто чудо:

Оригинал взят у allerleitenв Инженер Шухов. Киевский вокзал

Киевский вокзал (до 1934 года — Брянский вокзал) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из 9-ти железнодорожных вокзалов Москвы по адресу пл. Киевского Вокзала, д. 2. Памятник архитектуры и инженерного искусства.

Решение о строительстве Киевского вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).

Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художник Ф. И. Рерберг. В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала более 36 тысяч кв. метров.

Киевский вокзал. Середина 1970-х годов ~ 1936 год. Фотограф Аркадий Шайхет

К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы прекрасно видны и демонстрируют изящность величественного сооружения.

Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.

В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учетом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.

В 1940—1945 с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин).

В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала. Внешний вид дебаркадера существенно не изменился.

На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые вручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.

Поезд Москва-Киев на перроне Киевского вокзала Москвы. Февраль 2007

Стоянка такси у Киевского вокзала (до 1953 года) ~ Киевский вокзал. 1963. Фотограф Дмитрий Бальтерманц

Строительство Киевского вокзала. Снимок сделан между 1912-1917 годами

oldcolor: 09.03.2011: Спасибо, потрясающий снимок! Всегда интересно увидеть как строились знаменитые здания и сооружения, особенно в те времена, когда не было подъемных кранов. Если мне не изменяет память, дебаркадер Киевского был построен в 1915 г. Кажется, так гласит памятная надпись на здании вокзала.

Москва. Что было — что стало. Брянскiй вокзалъ. 03.10.2006 (c) retromoscow

Киевский вокзал. Брянский вокзал. 03.10.2006 (c) retromoscow

* ~ 1899: вид первого Брянского вокзала (построен в 1897-1899) Московско-Киево-Воронежской железной дороги на окраине Москвы, в Дорогомилове, на Бережковских огородах. Вокзал представлял из себя 1этажное «маловыразительное деревянное здание длиной по фасаду 45 сажен» с 2мя подъездами. Со стороны ж/д полотна во всю длину вокзала тянулся крытый дебаркадер. Имелась и вторая, открытая платформа. Поезда отбывали и приходили с 4х путей.

* 1920е: вид сквера с трамвайным кругом у здания нового Брянского вокзала (1914-1917, доделки до 1920). Построен в стиле неоклассицизма архитектором И.Рербергом и инженером В.Шуховым, спроектировавшим большепролётные арочные с остеклением конструкции над огромным дебаркадером-перроном.

* VI.2006: вид площади Европы перед Киевским вокзалом (с 1934) с каменным «сквером» и фонтаном с бельгийской скульптурой «Похищение Европы» (слева). Правее, у башни с часами — автостоянка. Справа от вокзала идёт строительство очередного торгового центра.

Киевский вокзал. 1963 ~ Киевский вокзал. Снимок сделан между 1970-1972 годами. Гостиница «Белград» еще только строится…

Станция метро Киевская. Наземный вестибюль. 1950-е годы ~ 1980-е годы

Дебаркадер Киевского вокзала. 2002–2004 гг.

«Вечер большого города…» на Фото.Сайте. 16.09.2009

Москва. Часть моста Богдана Хмельницкого. Гостиница Редиссон. Площадь Европы. Киевский вокзал. За ним Moscow City

Салават Щербаков о памятнике Шухову в Париже. Дата создания: 23.03.2011

Скульптор Салават Александрович Щербаков, Заслуженный художник России, рассказывает о проекте памятника великим конструкторам Владимиру Шухову и Густаву Эйфелю в Париже, а также о реконструкции территории, прилегающей к Шуховской башне в Москве. В беседе принимают участие правнук Владимира Григорьевича Шухова президент фонда «Шуховская башня» Владимир Фёдорович Шухов и корреспондент РИА «Новости» Наталья Трефилова.

Гиперболоид инженера Шухова. 20.03.2006 (c) retromoscow

Свою знаменитую Шаболовскую башню Шухов спроектировал и построил в виде сетчатой оболочки в форме 6-ярусного стального гиперболоида вращения — подобное «геометрическое» решение было запатентовано им ещё в 1896-1899. Сетчатая конструкция позволяла значительно снизить ветровую нагрузку. Башня на окраинной Шаболовке строилась в 1919-1922 (вступила в строй 19 марта 1922).

Высота её ~160 м, хотя по первоначальному проекту должна была быть 350 м, что выше Эйфелевой башни в Париже (1889, h=305 м) — но у молодой Советской республики не нашлось столько стальных профилей (лишь по личному указанию Ленина дефицитный металл был выдан Шухову из запасов Военного ведомства)

Вчера (19.03.2006) показывали интересный сюжет о башне в программе «Вести-Москва» — оказывается, конструкцию собирали без кранов и строительных лесов телескопическим методом — монтировали по частям внизу, а потом поднимали внутри вырастающего «гиперболоида» наверх лебёдками. В процессе строительства произошло обрушение части конструкций, несколько рабочих погибло (по другим данным — никто не пострадал) — и ГПУ вынесло Шухову «уникальный» приговор «расстрел условно», т.е. в случае повторения «внештатной ситуации» инженер был бы расстрелян. Шухов чуть ли не ночевал на стройплощадке и башню в итоге достроили успешно, а позже он стал лауреатом Ленинской премии (1929) и Героем Соцтруда (1932). Вот так — или грудь в крестах, или голова в кустах…

«Наше Наследие» № 70 2004. Московская жизнь в объективе В.Г.Шухова (c) Елена Шухова

«Я по профессии инженер, а в душе фотограф» — так сам В.Г.Шухов определял место, которое в его жизни занимала фотография. Эти слова не были преувеличением. Увлечению фотографией Владимир Григорьевич отдал почти полвека — с середины 1880-х до 1930-х годов — и оставил после себя для того времени колоссальную коллекцию, насчитывающую свыше полутора тысяч негативов на пленке и пластинах, собственноручных отпечатков на бумаге и стереоскопических позитивов на стекле. Весь материал Шуховым систематизирован: снимки разложены в специальные коробки и альбомы, многие подписаны и датированы.

Ольга Леонардовна Книппер (в центре), сестры В.Г.Шухова — Ольга (слева)

На руках у Владимира Григорьевича – дочь Верочка, возле Анны Николаевны – Сергей и Ксения

Столовая дома В.Г.Шухова в Скатертном переулке. 1900

За столом – мать Владимира Григорьевича Вера Капитоновна и жена Анна Николаевна

Гостиная дома В.Г.Шухова в Скатертном переулке. 1901

У рояля – Анна Николаевна с дочерьми Ксенией и Верой.

Вера и Сергей Шуховы в доме на Смоленском бульваре. 1912

Вера и Сергей Шуховы в доме на Смоленском бульваре. 1912

На спортивной трапеции во дворе своего дома на Смоленском бульваре

Играют в теннис Лев Николаевич Мединцев (брат жены В.Г.Шухова) и Вера Шухова

Велосипедисты на Девичьем поле. 1913. Крайний слева – Сергей Шухов

1. В.Г.Шухов – велосипедист. Фото неизвестного автора 1880-х годов

2. Гиперболоидная сетчатая водонапорная башня системы Шухова, построенная на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Фото А.О.Карелина 1895 года

3. Сетчатая водонапорная башня на территории Сельскохозяйственного института в Петровско-Разумовском в Москве. 1914

Владимир Григорьевич Шухов. Фото С.В.Шухова 1923 года

В.Г.Шухов с внучкой Аллой. Фото С.В.Шухова 1938 года

Российская Портретная Галерея

Русский советский инженер и ученый.

Основные труды посвящены решению задач добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти, теплотехнике и строительному делу.

Осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с эффективным использованием мазута, разработал конструкцию топки с подогревом поступающего к факелу воздуха, создал конструкцию водотрубного парового котла (т.н. «котел Шухова»).

В области строительной техники разработал оригинальные конструкции легких экономичных перекрытий различных типов, в т.ч. висячие сетчатые на площади в несколько тысяч кв. метров (Нижегородская ярмарка) и легкие металлические арочные покрытия (дебаркадер Киевского вокзала в Москве).

По его конструкции сооружено множество башен, опор под резервуары, маяков, мачт, антенн.

Под его руководством спроектировано и построено около 500 мостов, в том числе через Оку, Волгу, Енисей.

Вершиной творчества является радиобашня на Шаболовке в Москве (1922), инженерная конструкция которой воспринимается как совершенная архитектурная форма.



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.