История Рижского вокзала

Дорога возле Рижского вокзала

Строительство железнодорожных путей (1897) к Балтийскому морю было вызвано бурным ростом промышленности и необходимостью выхода России на мировой рынок. Вокзальное здание для новой дороги решено было построить у Крестовской заставы. Здание возводили каменное, частично двухэтажное. Автором проекта был петербургский архитектор С. Бржозовский (автор Витебского вокзала), но строительство велось под руководством архитектора Ю. Дитриха. Наружный фасад вокзала был выполнен в псевдорусском стиле с использованием элементов, заимствованных из русского зодчества XVII в., и состоял из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами.

Современники единодушно отметили большой вкус и совершенство конструкции молодого архитектора, который закончил работу накануне своего тридцатилетия. Особенно торжественной оказалась центральная часть вокзала с крытым крыльцом. Вокзал справедливо считался самым удобным для пассажиров и был во многом технически совершенен для своего времени, располагая своей электростанцией, которая освещала помещения и платформы. Торжественное открытие вокзала, который назвали Виндавским, состоялось 11 сентября 1901 г.

Вокзал обслуживал пассажиров северо-западных направлений железных дорог, и соединял промышленный Московский район с Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниями, Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западных губерний. С Виндавского вокзала осуществлялись наиболее массовые пассажирские перевозки (он занимал первое место среди вокзалов российских железных дорог).

Вокзал неоднократно менял свои названия. В 1930-е гг. он сменил его на Балтийский, затем на Ржевский, а в 1946 г. вокзал переименовывается в Рижский.

В результате реконструкции, осуществленной в конце XX века, Рижский вокзал стал современным пролетным строением, а его площадь имеет многополосное движение в обе стороны и систему подземных пешеходных переходов, которые объединили вокзал, станцию метро, улицы города. Преобразования не изменили исторический облик вокзала. Более того, по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали люстры.

На сегодняшний день Рижский вокзал располагает 5 тыс. м полезной площади. Залы ожидания способны вместить более тысячи человек.

На Рижском вокзале существует Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги. С платформы этого музея по субботам и воскресеньям отправляется экскурсионный ретро-поезд на паровозной тяге (экскурсия 12.00-15.00, с посещением музея, отправление поезда 13.35). Ретро-поезд состоит из паровоза времен Великой Отечественной войны (типа «Л» или ЭР«) и вагонов первого и третьего классов.

Внешний вид вагонов современный, но внутреннее убранство — столетней давности, со стенами в бархате, старинными абажурами и расшитыми шторками на окнах. Оглушительно сигналя и пуская пар, паровоз следует до депо «Подмосковное» на станции «Красный Балтиец», где пассажиры знакомятся с механизмом работы паровоза и смотрят его разворот на автоматическом круге. Затем паровоз везет своих пассажиров обратно на Рижский вокзал.

Во время следования состава пассажирам на плазменных мониторах, которыми оборудованы все вагоны, демонстрируют документальные фильмы о жизни дореволюционной Москвы, ролики, смонтированные с использованием кинохроники начала ХХ века.



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.