Какой была Привокзальная площадь Казани

Историческая привокзальная площадь Казанского вокзала

Первое упоминание о Мокрой слободе появляется в Писцовой книге 1646 г. В черту города слобода вошла только в XIX веке. Здесь были улицы 1-я, 2-я, Передняя, Задняя и Поперечно-Мокрая (последняя граничила с улицами Левобулачной и Триумфальной). Ныне это район Привокзальной площади, улиц Коротченко, Саид-Галеева, Рустема Яхина, Ташаяк.

Откуда в грязном айоне одноэтажных хибарок и трущоб вдруг появилась улица Триумфальная? Дело в том, что в 1879 году при въезде в город (примерно там, где сейчас находится юго-восточные ворота центрального стадиона) были выстроены Триумфальные ворота. Их воздвигли в честь второй пехотной дивизии, квартировавшей в Казани и возвращавшейся домой после победы в русско-турецкой войне. Когда позднее в Казани начала ходить конка, остановка по традиции называлась «Триумфальной» (сейчас на этом месте Центральный стадион).

Если уж Ямская слобода была грязной, то для Мокрой и слов не подберешь. Мусор и навоз здесь издавна не вывозили, а сваливали во дворах. Не вывозили и дерьмо из бесчисленных выгребных ям – просто зарывали. Газеты тех лет свидетельствуют, что с солдатами, проходившими по Адмиралтейской дамбе мимо Мокрой случались обмороки.

Славилась же Мокрая слобода своими ночлежками, которых до революции насчитывалось восемь. В каждом из ночлежных домов находили приют от 15 до 100 человек. На стене каждого висела табличка с указанием – сколько человек разрешено держать хозяину. Плата за ночлег составляла 2-3 коп. с человека. За дополнительные 7 коп. можно было заказать себе еду. Останавливавшийся на ночлег крестьянин с подводой платил за ночлег 30 коп.

Гласные городской думы проявляли полное равнодушие к требованиям санитарии и гигиены. В этом районе не было ни канализации, ни водопровода. Немощенные, утопающие в грязи улицы освещались кое-как. Трактиры, постоялые дворы и ночлежки слободы славились пьяными драками, поножовщиной и мошенничеством. Здесь люди могли исчезнуть бесследно, а полиция боялась сунуть сюда нос особенно по ночам.

 

«Ликвидация ветхого жилья»

Однако постепенно цивилизация проникла и сюда. Так, в 1870-1871 гг. известны казанский купец И.Н. Соболев построил две общественные бани (из этих добротно выстроенных домов ныне сохранился один). В Мокрой слободе имелись две обширные, хотя и запущенные площади. Мокрая (площадка возле ЦУМа) и Мочальная (ныне ул. Б. Шахиди).
Когда в конце 19 в. Было принято решение построить Московско-Казанскую железную дорогу, городская дума отвела под снос территорию 7 самых бедных и запущенных кварталов Мокрой и частично Ямской слободы.

Снос ветхих домишек и обустройство территории вокруг вокзала обошлись казне в огромную по тем временам сумму – 650 тыс. руб. Но игра стоила свеч – ликвидация самого криминального района существенно оздоровила обстановку в Казани.

25 ноября 1893 года, когда рабочие начали копать землю под фундамент будущего вокзала, произошел курьезный случай: землекопы наткнулись на кучу ослиных черепов. Фельетонисты немало позлословили по этому поводу, намекая на то, что черепа принадлежат известным в городе упрямцам и идиотам, дескать, казанцев, ослами не удивишь. Интересно, что эти черепа горожане охотно разобрали на сувениры по 5 коп. за шт.

11 июня 1894 г. (по старому стилю) в Казань пришел первый пассажирский поезд из Москвы. В январе 1896 года открылся казанский вокзал – великолепное здание, ставшее подлинным украшением города (его строительство обошлось в 300 тыс. рублей). Фасад вокзала украсили гербы 16 губерний, через которые проходила линия железной дороги.

Недалеко от вокзала стоит двухэтажное здание со смотровой каланчой (ул. Московская 36). Здесь располагались 2-я полицейская и пожарная часть города. А на каланче, которую именовали «дозорной башней», вывешивали разноцветные шары. Каждый цвет соответствовал той или иной погоде или температуре воздуха. Выражение «ночевал под шарами», было понятно всем и означало – ночевал в полицейской части. Это здесь на одну ночь «остановился» известный публицист В. Гиляровский и впоследствии этот случай описал в книге «Мои скитания».
В годы советской власти город лишился в этом районе трех православных храмов. Так 22 октября 1963 безо всякой надобности был взорван грандиозный Владимирский собор, освященный в 1687 году и занимавший почти целый квартал между улицей Чернышевского и пер. Кирова. Сейчас на его месте пятиэтажный дом, прозванной жителями соседних улиц «Трещиной» — через все этажи проходит гигантская трещина.



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.