Какой вокзал лучше

Электричка на Ярославском вокзале

Корреспондент «МП» прошлась по всем вокзалам столицы, пытаясь понять, откуда из Москвы уезжать хорошо.На дворе начало июля. Еще несколько дней — и жаркое время года перевалит за свой «экватор». Но именно во вторую половину календарного лета на вокзалах наблюдается увеличенный поток туристов, как прибывающих в Москву, так и отъезжающих из первопрестольной на пляжи морские да в местности горные. Сдавшие все экзамены студенты и школьники, наконец-то получившие отпуск взрослые — десятки тысяч людей ежедневно сидят в залах отдыха и стоят на перронах, дожидаясь своего поезда. Мучительно дожидаясь, должна вам сказать.

В нашем городе 9 вокзалов: Рижский, Белорусский, Киевский, Павелецкий, Курский, Казанский, Ленинградский, Ярославский и пригородный Савеловский (поездок на дачу никто не отменял). Может быть, я бешусь с жиру, привыкнув к европейскому уровню, но мои слова подтвердят многие: ни один столичный вокзал на данный момент не отвечает элементарным требованиям комфорта и удобства пассажиров.

Перед рейдом было выделено несколько главных параметров, по которым предстояло оценить состояние московских железнодорожных комплексов: присутствие рядом с вокзалом алкоголиков и бомжей; наличие пунктов быстрого питания, пандусов, упаковочных машин, аптек, интернета, парковок, медпунктов и сувенирных лавок; состояние туалетов и системы кондиционирования; информативность и удобство электронных табло и системы навигации, а также состояние и комфорт привокзальных станций метро, подразумевающих огромный ежедневный пассажиропоток.

Получи по почкам или разорись

Конечно, добраться до вокзала можно несколькими способами, но самым народным и популярным остается подземка. Учитывая, что в отпуск мы непременно набираем огромный чемодан, если не два, то важно, насколько спокойно мы сможем выбраться из метро к перрону. И тут же налицо первый промах — ни на одной привокзальной станции нет пандусов!

Более того, на всех станциях, выводящих к междугороднему перрону, стоят древние турникеты, бьющие нерасторопных пассажиров по почкам. Однако не в этом соль. Она в том, что узкие проходы старого образца абсолютно не рассчитаны на людей, нагруженных сумками и баулами. Единственное адекватное решение было замечено мною у «кольцевого» выхода на Курской, где обычные раздвигающиеся стеклянные двери позволяют спокойно везти за собой даже самую тяжелую и габаритную сумку. Если… Если вы держите ее на уровне фотоэлемента. В том случае, когда сумка оказывается ниже, двери пропускают вас, но «зажевывают» ваш багаж.

Фанаты пробок могут, конечно, воспользоваться для поездки на вокзал автомобилем. Тогда стоит побеспокоиться насчет парковки. Потому что из-за перерытой площади рядом с Павелецким вокзалом машину можно поставить только на соседней улице, впрочем, такая же ситуация и с Белорусским. Стихийный паркинг наблюдается и рядом с Рижским и Савеловским вокзалами, несмотря на отсутствие ремонтных работ непосредственно перед зданиями. Зато перед Киевским и на Комсомольской площади стабильно работает платная стоянка. А на Курском плюс ко всему имеется круглосуточная подземная парковка.

Кстати говоря, рядом с вокзалами под знаком «Такси» всегда стоят машины как с лицензированными шашечками и желтыми номерами, так и частные «извозчики», поэтому «словить тачку» удастся достаточно быстро. Но подойдя к водилам у Ленинградского вокзала и узнав «цену вопроса», я отшатнулась. За преодоление 8 километров (от Комсомолькой площади до начала Сиреневого бульвара) респектабельные дядечки затребовали 1000 рублей. Немногим меньше затребовало «Такси-РЖД» — 700.

Безопасность? Нет, не слышали

На подходе к вокзальным зданиям приятно удивило где-то малое количество, а где-то даже отсутствие бомжей и алкашей. Одинокий пьяница на Киевском, небольшая группка маргиналов у входа на Курский, два бездомных, спящих рядом с подземным переходом недалеко от Павелецкого и залы ожидания Казанского вокзала, по привычке приютившие несколько бомжей и просто плохо выглядящих и дурно пахнущих рабочих азиатской внешности. Если сравнивать с тем, что творилось на территории железнодорожных комплексов год, два и три назад, налицо прогресс и результаты работы охранных служб. Даже на Ленинградском вокзале, традиционно собирающим вокруг себя самых жестких представителей населения Москвы, я не заметила ни одного бездомного или пропойцы! Может, повезло со временем суток, а может, со временем года? Или дело в металлических рамках и стоящих рядом с ними полицейских?

Кстати, о рамках. Принцип их работы и реакции сотрудников охраны на издаваемые сигналы до сих пор неясен. Пикает. Не пикает. Пикает. Не пикает. Сумки «люди в форме» не смотрят в принципе, а на Ленинградском так вообще стоят, уткнувшись в свой телефон или планшет. Рядом с охранниками расположен огромный сканер для багажа, который, кстати, не работал ни на одном вокзале. Белая бумажка с надписью «тестовые испытания» — все, что можно сказать об этой огромной и наверняка дорогостоящей штуке, бесцельно проживающей свои лучше годы в полном забытьи. Кстати, прелюбопытнейший факт. На Рижском есть два варианта прохода к поезду. Первый — традиционный (через здание вокзала, кордоны полиции и металлические рамки). Второй — по улице.

Минимум удобств

Зато на Рижском, в отличие от большей части московских железнодорожных узлов, есть нормальные пандусы и отдельный вход для инвалидов-колясочников с кнопкой вызова спецсотрудника. А еще чистые туалеты. К слову, самые дешевые в столице — 22 рубля. Не самые тесные кабинки, унитазы вместо дырок, отсутствие неприятного запаха, приветливые уборщицы и краны, из которых вода течет автоматически, стоит лишь руки поднести к индикатору. А вот на остальных вокзалах (25 рублей за удовольствие) наблюдался конкретный швах — на Комсомольской площади во всех трех помещениях имеются только дырки на кафельном подиуме. В других точках если и признают пассажиров достойными унитазов, то либо загоняют их в тесную кабину, либо травят специфическими «ароматами». Зато есть один фактор, объединяющий все вокзальные туалеты — дикая нехватка лавочек и столиков для сумок. А ведь многие пассажиры не успевают или не хотят сдавать вещи в камеру хранения, поэтому вынуждены идти в уборную с баулами. И вроде хочется поставить сумку на столик, что-то достать, что-то убрать, но не судьба — приходится управляться со всеми делами, не выпуская чемодан из рук, потому что ставить его на грязный пол, знаете ли, желания маловато.

Если говорить о других гигиенических потребностях, то в этом плане неприятно удивило повсеместное отсутствие доступного душа. Только дорогие комнаты отдыха, только хард-кор. Что-то прикупить в аптеке тоже получится далеко не всегда — круглосуточная лавка с красным крестом была замечена мною только на Ленинградском, остальные закрываются еще до 12 часов ночи. Зато на территории всех железнодородных комплексов имеются круглосуточные медпункты (кроме Рижского вокзала, где работает до 10 вечера).

Что касается других потребностей пассажиров, то всюду работает бесплатный интернет, правда, на Казанском и на Ярославском вокзалах страдает скорость соединения. Всюду имеется огромное количество автоматов по продаже еды, питья и распечатке билетов, круглосуточные продуктовые, канцелярские и газетные палатки, дорогие сувенирные лавки (кроме Савеловского) и кафешки. В точках, откуда в сторону аэропортов отправляются аэроэкспрессы, также в наличии машины, упаковывающие багаж (250 руб.), на Ярославском — пункты ремонта обуви и часов, чего на других 8 вокзалах я не заметила, а на Казанском есть даже секция с десятком игровых автоматов для детей! Но развлечься можно и книгой, правда, в плохо освещаемых столичных железнодорожных мекках это достаточно проблемно.

Только для качков

Разумеется, все предлагаемые блага — это, конечно, чудесно, но не так уж и первостепенно. Куда важнее наличие и состояние залов отдыха и камер хранения. Относительно последних в нашем городе, видимо, царят какие-то дикие предрассудки. Поголовно всем администрациям вокзалов кажется, что пункты приема чемоданов на временное хранение должны находиться в сырых и угрюмых подземных катакомбах с плохой вентиляцией и не менее «качественным» освещением. Все это обычно снабжается лестницами без пандусов. Встречаются и металлические направляющие (вещь почему-то просто раритетная на наших вокзалах!), правда, их делают по каким-то странным стандартам — с высокими стенками по обоим краям «рельсины» — так, что если колеса вашего чемодана туда и впишутся (у многих не вписываются), то по ним невозможно прокатить чемодан на маленьких колесиках с низкой «подвеской». Поэтому кряхтите, терпите и тренируйтесь, раз уж владельцы вокзалов решили сделать из нас спортсменов-качков и не сообразили соорудить обычный безбортовой пандус.

Двухразовое проявление адекватности случилось разве что на Киевском и Курском вокзалах, где доступ в камеры хранения не предполагал многоступенчатых спусков вниз.

Однако на территории железнодорожных комплексов нас добивают не только нагрузками в духе профессиональных штангистов, но и предлагают сделать законченными «стоиками». В прямом смысле. Абсолютно везде катастрофически не хватает скамеек и лавочек для пассажиров. Причем и на перронах, и в вестибюлях. Огромные просторные помещения, холлы, переходы, платформы. Тысячи уставших и запарившихся людей. И все они вынуждены либо сидеть на своих сумках, либо на багажных тележках (как, например, на Казанском вокзале), либо на бордюрах. Либо стоять, разумеется. Под конец моего рейда уже не хватало слов, чтобы излить всю злость по этому поводу. Но на этом администрация не отстала от уставших и замученных пассажиров. Вы бывали в вокзальных залах отдыха? Ни один зал — вы слышите, ни один! — не был снабжен нормальной системой кондиционирования! Всюду духота, запах пота и исступленно обмахивающиеся газетами мужчины и женщины. То же отсутствие вентиляции и у касс. Видимо, за кислород нам тоже пора платить — свежий воздух доступен только посетителям залов с повышенной комфортностью.

Еще одна явная проблема всех вокзалов, кроме Курского, — неприспособленность системы навигации для иностранных пассажиров. Москва — многомиллионная столица крупной державы, куда ежедневно прибывает фантастическое количество иностранных граждан, тем не менее таблички и указатели встречаются исключительно на русском языке. Да и отсутствие бесплатных карт города на справочной стойке лишний раз напоминает об отсталости нашей туристической инфраструктуры.

Подводя итоги рейду длиною в день, могу с уверенностью сказать: ни один столичный вокзал не заслуживает даже крепкой четверки. Пока я бегала по вокзалам, на плачевное и откровенно ущербное их состояние обратил внимание мэр города Сергей Собянин, назвав их «полуразрушенными бомжатниками». Теперь, судя по его словам, нас ждет глобальная реконструкция и облагораживание территорий всех железнодорожных комплексов. Уже к концу года завершится реконструкция 4 вокзалов (Рижского, Савеловского, Павелецкого и Ленинградского), планируются масштабные работы и на Киевском. А нам остается только ждать и верить, что когда-нибудь сходить с поезда на московские перроны будет также приятно, как спускаться с борта океанского лайнера на благословенные Гавайские острова.



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.