Нелегальные торговцы в электричках

Торговля в московских электричках

Недавно стало известно, что РЖД совместно с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК) решила всерьез взяться за коробейников в пригородных электричках. И якобы уже начала с ними борьбу на Ярославском направлении. «МП» решила выяснить, как на самом деле обстоят дела и каких цен ждать пассажирам от продавцов в законе.

Прибыв на Ярославский вокзал, (корреспондент с фотографом МК) столкнулись с первой трудностью: купить билет на электричку через терминал оказалось задачей невыполнимой (во-первых, там не было нужной нам станции, во-вторых, принцип работы и поиска оказался непонятным, а в-третьих, монитор оказался нечувствительным). Причем, судя по очереди у обычных касс, не только для нас. Красные шкафы стояли в основном без дела, а вот у двух единственных касс на Казанское и Ярославское направления народ буквально давился.

И вот мы уже в электричке на Фрязино. Еще на перроне были замечены тетеньки в темно-синих жилетах с баулами. Это и были профессиональные продавщицы, эдакие офени в законе. Они заходили в вагон и шумно перечисляли свой ассортимент: фруктовый лед, пьяная вишня, минералка, газировка. Безусловно, это не единственные товары, было еще что-то другое. Однако на улице была сильно минусовая температура, которая совсем не располагала к мороженому или газировке. Летом-то такой товар будет актуален. Но в чем его смысл сейчас, не очень ясно. Ведь до Фрязина ехать не меньше двух часов, могли бы предложить пирожки, шоколадки или что-то в этом же роде, но нет.

— И сколько у вас минералка стоит? — интересуюсь.

— С газом, без? Сорок руб-лей, — тут же активизируется продавщица рядом с нами.

Брать воду мы не стали, но цена несколько смутила. Она и в супермаркетах завышена (в среднем 30 — 36 рублей), а тут и вовсе…

Самое интересное, что в беседе с журналистами руководитель ЦППК Юрий Дегтярев уверял, что легальные коробейники еще и прессой торгуют. По факту, никто нам газет не предлагал. Да и «кормовые» продавщицы пропали из вагонов уже на следующей станции. Выходит, борясь с нелегалами, РЖД предлагает пассажирам вот такую неказистую и, прямо скажем, не сильно навязчивую альтернативу. А она понадобится многим уже летом (если не весной), когда люди массово двинут на дачи.

Решив, что пора действовать, мы с Леонидом переместились во второй вагон, где я уже предстал перед публикой как продавец, а не пассажир.

— Расслабьтесь все, кого не интересует интеллектуальная литература, — начинаю голосом тамады. — Только для образованной публики предлагаю уникальные издания на историческую тематику…

И тут я уже развернулся, начав предлагать книги о политической деятельности и жизни Ивана IV Грозного, лже-Дмитрия и разных современных политиков. Критиковал тут же всех политиков на ходу и предлагал за смешные деньги: Грозного за 200 руб-лей, Лжедмитрия за 100, а современных деятелей и вовсе по 30.

То ли плохо торговал, то ли слишком критиковал, то ли много просил, то ли народ оказался в электричках малоинтеллектуальным, но ни одной книги продать в первых трех вагонах я не смог. Тогда решил сменить тактику и заговорил иначе:

— Добрый день, уважаемые пассажиры! Хочу предложить вашему вниманию… — ну, а дальше все по-накатанной, но без критики и с напоминанием, что ехать еще долго.

Слушал народ с интересом, но брать ничего не брал. Я даже как-то обиделся за Грозного: ну, его-то персоной не интересоваться — это совсем никуда не годится! Что интересно, за все время торговли никто не грозился вызвать полицию, и на нашем пути не попалось ни одного контролера, не говоря уж о представителях силовых структур. Хотя ехали мы как раз в том самом Ярославском направлении, за которое, по утверждениям Дегтярева, как раз сейчас и взялись вплотную проверяльщики.

Вконец устав от безынициативных пассажиров, я решил сосредоточиться на продавцах. Можно было восхищаться их «корпоративной» этикой: легальные торговцы уже не появлялись, но вот нелегальные друг друга не отпихивали, не прогоняли и не перекрикивали. Скажем, когда я стоял посреди вагона и меня заметила продавщица разнообразных карт, она просто перебралась в другой вагон, обогнув меня и не сказав ни слова.

Решив не упускать возможности, мы подкараулили даму на выходе из вагона. Особо женщине общаться было некогда, поэтому задержалась она, только увидев полтинник. Тогда уж она охотно рассказала о своем «бизнесе».

— Я спокойно захожу и торгую, никто ко мне ни разу не придирался.

— Но как же милиция-полиция?

— А что милиция? — усмехнулась женщина. — Мало ли по электричкам ходит девушек со спортивными сумками. Когда я вижу полицейских или контролеров, я просто не торгую. А чтобы произошла такая встреча (чтобы я продавала, и тут же открылась дверь с проверяющим) — такого до сих пор не было.

Работает Юлия таким образом уже четвертый год, каких-то особых доходов, как призналась, не получает, но официальную работу себе не подыскивает. Кстати, поинтересовавшись, что продаем мы, тут же оживилась:

— Книги в электричках не берут, тем более какую-нибудь ученую литературу. Разве что газеты или кроссворды покупают, но это тоже редкость для зимы, в дачный сезон — еще куда не шло.

— А почему вы не хотите стать легальным продавцом?

Минутная пауза.

— А зачем?

Согласитесь, логично.

До Фрязина мы не доехали, высадившись в Зеленом бору. Потом вернулись обратно и прокатились до платформы Клязьма на поезде, что шел до Александрова-1. Увы, нашу «продажную» компанию так никто и не поймал, не задержал и не высадил из вагонов — не только за несанкционированную торговлю, но и за просроченные билеты.

Уже вернувшись в редакцию, я твердо решил выяснить, насколько просто стать коробейником в законе. Оказалось, совсем не просто: после долгого перевода стрелок на различные службы, меня наконец связали с Железнодорожной торговой компанией. Заявив, что являюсь индивидуальным предпринимателем и хочу торговать книгами в электричках, я узнал, что РЖД совсем не волнует мой статус: ИП я или вообще существую вне закона.

Главное — что вся торговля в электричках осуществляется только через РЖД и никаких сторонних предпринимателей и частников компания пускать «на свою» территорию не собирается. Что же касается печатной продукции, то это торговой компании оказалось не интересно: «Мы торгуем только едой».

Получается довольно нелицеприятная для пассажиров и предпринимателей картина. Во-первых, легальные продавцы, коих сейчас не более 200 на всех направлениях, норовят улизнуть из электричек уже на первых станциях, а значит, летом без доброхотов-продавцов, гуляющих по вагонам от самой первой станции до последней, пассажирам придется не сладко. Особенно если учесть, что с некоторых пор покупка той же воды или мороженого рядом с московскими платформами превратилась зачастую в настоящую проблему (с киосками у нас поборолись на славу). Во-вторых, ассортимент у легальных торговцев, мягко говоря, неудобоваримый (ну какой человек в здравом уме будет есть мороженое зимой в промерзшей электричке?). И в-третьих: мне честно сказали в торговой компании, что индивидуальных предпринимателей видеть в вагонах они не хотят. А значит, все желающие честно работать люди должны будут стать наемниками РЖД, а не торговать в свое удовольствие по личному графику и с собственным уникальным ассортиментом. Ведь я хотел занять пустующую нишу — торговлю книгами, а мне отказали. А сколько еще таких ниш? Любой пассажир наберет с добрый десяток. Выходит, удовлетворять интересы потребителей, предлагая разнообразие в товарах, наши железнодорожники не хотят, зато мелким предпринимателям кислород перекрывать -всегда пожалуйста? Как-то это не совсем честно, не находите?



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.