Пассажиров будут досматривать ЧОПы

Отвечать за безопасность на вокзалах, автовокзалах и в аэропортах, а также вести досмотр граждан и их вещей при входе на охраняемые объекты, возможно, будут не только полицейские, но и сотрудники частных охранных предприятий. С таким предложением выступил мэр Москвы Сергей Собянин.

Закон уже позволяет сотрудникам ЧОПов осматривать автомобили, въезжающие на охраняемый объект (фото: PHOTOXPRESS)

В четверг эту тему затронул и председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Он заявил, что законодательная база для нововведения уже сформирована. В 2010 году Госдума приняла закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», в котором говорится о правах сотрудников частных охранных предприятий (ЧОП), обеспечивающих пропускной режим на тех или иных объектах. По словам Васильева, в законе прописано, что частный охранник имеет право «производить осмотр въезжающих на объект охраны транспортных средств, за исключением автомобилей спецслужб, а также осмотр вносимого на объект охраны и выносимого имущества». Так же охранникам разрешается «применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ».

Важно не путать досмотр с обыском. Согласно закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» досмотр — вещь обровольная. Гражданин может отказаться показывать свой багаж или выворачивать карманы даже в том случае, если металлоискатель будет сигнализировать о наличии подозрительного предмета. Охранник, в свою очередь, может отказаться пускать подозрительную личность на охраняемый объект — не более. Но обыскивать людей, то есть вне зависимости от их желания проверять карманы или багаж, чоповцы не имеют права. Такими полномочиями обладают только сотрудники полиции и спецслужб.

Но на практике сотрудники частных охранных фирм, работающих на транспорте, этим правом не пользовались. В «Домодедово», где в январе произошел теракт, были рамки металлоискателей, но охрана аэропорта в должной мере их не эксплуатировала. Де-факто пропускной режим на транспортных объектах усилился после посещения Киевского вокзала в Москве президентом России Дмитрием Медведевым. В данный момент властям важно проследить за тем, чтобы эти меры безопасности не сошли на нет.

Владимир Платонов, председатель Мосгордумы:

— Досмотр пассажиров и вещей при входе пассажиров в аэропорты, вокзалы или автовокзалы — это,

конечно, новшество. В советское время такого не было — обстановка была гораздо спокойнее. Но мир меняется, и жизнь заставляет адекватно реагировать на новые вызовы. Я считаю, что ЧОПам надо дать возможность внести свою лепту в борьбу с терроризмом. В ЧОПы, по-моему, должны идти профессионалы — бывшие военные, бывшие милиционеры, ничем не запятнавшие честь мундира во время службы. То есть люди, знающие, что такое закон, что такое терроризм, и имеющие определенные профессиональные навыки, которые могут помочь предотвратить трагедию. Законодательную базу надо постоянно совершенствовать, и в этом нет ничего страшного. Наверное, потребуется внести еще кое-какие поправки в новый федеральный закон «О полиции», изменения в законы, регулирующие частную детективную и охранную деятельность в стране. И бояться здесь нечего. Иначе можно договориться до того, что нельзя выпускать топоры, так как с их помощью тоже совершаются преступления. Логика должна быть другой: топоры запрещать нельзя, надо жестче наказывать тех, кто превышает свои служебные полномочия. Я не против и того, чтобы дружинники активнее охраняли транспортную инфраструктуру. Причем здесь дополнительных изменений в закон не потребуется — добровольные народные дружины можно и нужно привлекать к любому мероприятию в целях охраны общественного порядка. Мировой опыт таков, что простых людей все чаще и чаще задействуют при охране общественного порядка.

Ян Рачинский, член правления общества «Мемориал»:

нарушала принцип неприкосновенности личности, который прописан в Конституции России. Досмотр — это одно. Обыск — другое. Здесь важно вовремя остановиться. Например, обыски в аэропортах и на железнодорожных вокзалах не нужны. С моей точки зрения, сотрудники частных охранных предприятий не должны обладать правом на обыск граждан. Мало ли кто создаст ЧОП и с какими целями. Давать право на обыск им — это лишнее. Недобросовестные организации могут воспользоваться этим правом в корыстных целях. Могут быть всевозможные злоупотребления, о последствиях которых не хочется даже думать. По-моему, совершенно не очевидно и то, что эти меры дадут нужный результат с точки зрения безопасности. Подобные вещи можно назвать практикой дурной медицины: то есть мы ищем и лечим не причину болезни, а внешние проявления и симптомы.

В мире — за исключением, наверное, только Израиля — в аэропортах людей не обыскивают. На железнодорожных вокзалах мира уж точно такой практики нет. Да и не стоит зацикливаться на транспортных объектах. Вокзалами и аэропортами, к сожалению, дело не ограничивается. Положив руку на сердце, мы должны признаться, что в городах есть много мест скопления людей, где могут быть совершены террористические акты. Характер террористической деятельности, к сожалению, таков, что предугадать место, где в следующий раз случится трагедия, практически невозможно. Поток пассажиров, скажем, в том же метрополитене проконтролировать нельзя.



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.