Пять столиц Европы

Целый год я ждал этой поездки, мечтал о ней. Путешествуя, мы лучше узнаем самих себя, учимся, а значит духовно растем. А после поездки вдвойне влечет в новое странствие.

С 1 по 10 августа нынешнего года я совершил удивительный тур по маршруту: Варшава – Берлин – Амстердам – Брюссель – Париж. С Белорусского вокзала Москвы отправился наш поезд, и уже утром 2 августа мы прибыли в Брест. Белорусские и польские пограничники проверили документы, и мы – в Польше. В нашей группе – 71 турист из разных концов России. Два водителя, комфортабельный двухэтажный автобус – из Польши и замечательный гид Татьяна Нестерова – личность духовно богатая, мудрая и эрудированная.

Польский экскурсовод Барбара так эмоционально рассказала о Старом городе Варшавы – объекте Всемирного наследия, охраняемом ЮНЕСКО, что я буквально осязал каждой клеточкой кожи, словно я в далеком прошлом, когда происходили переломные для Польши события. Мы прошли по Рыночной площади, увидели двойное кольцо оборонительных стен.

Нас впечатлила 22-метровая колонна, установленная в честь короля Сигизмунда III Вазы. Этот правитель в 1596 году перенес королевскую резиденцию из Кракова в Варшаву. В восточной части Замковой площади располагается Королевский замок – образец барочной архитектуры. В кафедральном соборе Святого Иоанна (Святого Яна) похоронены выдающиеся поляки, в том числе писатель, нобелевский лауреат Генрик Сенкевич – автор знаменитого романа «Крестоносцы».

Одно из самых ярких воспоминаний – трогательный памятник мальчику-повстанцу, посвященный участию детей в освобождении Польши от немецко-фашистских захватчиков. У монумента – море детских игрушек, зажженные свечи…

Берлин предстал перед нами ухоженным, выверенным и точным, как швейцарский часовой механизм. Мы были переполнены эмоциями, когда увидели не в кино и не на фотографиях, а воочию Берлинскую стену, Александерплац с 365-метровой телебашней, Остров музеев, немецкую государственную оперу на Унтер-ден-Линден, красавец Берлинский собор, где покоятся Гогенцоллерны – династия бранденбургских курфюрстов, прусских королей и норманнских императоров. Ну и, конечно, Бранденбургские ворота – классицистский шедевр-символ столицы Германии.

Можете себе представить, как мы были взволнованы, когда посетили Трептов-парк, где похоронены более пять тысяч советских солдат, павших во Вторую мировую войну и где высится известный на весь мир монумент воину-освободителю.

Меня ошеломил следующий факт: в полночь 8 мая 1945 года в предместье Берлина Калсхорсте уроженец Орловщины, старший сержант Терентий Семенович Аксюхин был свидетелем подписания акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Фельдмаршал Кейтель нервничал. Он взял ручку, чтобы подписать акт, и слишком сильно надавил на перо. Оно сломалось. Аксюхин, стоявший позади, вынул из кармана свою ручку и подал ее гитлеровскому полководцу. На следующий день многие фронтовые газеты писали: «Мир подписан ручкой советского солдата».

Гениальный голландский художник Рембрандт использовал при написании картин эффект светотени. Если бы я был живописцем, то создал бы картину столицы Голландии из сплошного света и непрерывного сияния, поскольку Амстердам оставил у меня самые лучезарные впечатления. Да и день выдался ослепительно-солнечный! Мы посетили алмазную фабрику, где любовались, как мастера шлифовали драгоценные камни, переливающиеся всеми цветами радуги, совершили незабываемую прогулку по каналам Амстердама на катере, восхищались садами, Королевским дворцом на площади Дам, Новой церковью, возведенной в позднеготическом стиле начала ХV века. Амстердам, выстроенный на сваях в устье реки Амстель, владычествовал над семью морями. Берега каналов и Амстеля соединяют более 1000 мостов! Русский царь Петр Великий в 1697 году прибыл в этот необычный город, чтобы изучить ремесло корабельного плотника. Именно амстердамские каналы вдохновили его на постройку Санкт-Петербурга.

С воодушевлением отмечу, что орловский землевладелец князь Илья Данилович Милославский – стольник царя Алексея Михайловича – был русским посланником в Голландии в 1648 году.

Брюссель – столица Бельгии – захватил нас в свои вечерние объятия, и мне казалось, что я гулял по волшебному мерцающему миру. В 1695 году пушки короля Франции Людовика ХIV уничтожили центр города. Зажиточное купечество отстроило Гранд- Плац (главную площадь) с невиданной доселе роскошью. Было достигнуто единство Брюсселя при разнообразии архитектурных форм. Нас изумили живописные Гранд-Плац, городская ратуша с пятиметровым медным флюгером, изображающим архангела Михаила, и церковь Нотр-Дам-дю-Саблон. А как хорош был парень, играющий на саксофоне под открытым небом искрометно-веселую мелодию! Причем в раструбе этого музыкального инструмента красовалась ярко-алая роза.

Из экскурсии мы узнали, что эти земли были под властью испанских Габсбургов, поэтому в столице Бельгии установлен памятник героям великого испанца Сервантеса Дон Кихоту и Санчо Пансе – копия скульптуры, находящейся в Мадриде.

Париж – это полет, вдохновение! Этот великий город завораживает. В столице Франции для нас было организовано три автобусно-пешеходных экскурсии. Мы увидели знаменитые Елисейские поля и площадь Согласия, Вандомскую площадь и Триумфальную арку, Нотр-Дам и Пантеон, Гранд-Опера и мост Александра III, побывали в Лувре и полюбовались видом ночного Парижа с великолепной Эйфелевой башни. Когда я увидел Сорбонну, то чуть ли не воскликнул, ведь в этом прославленном университете учился орловец, выдающийся полярный исследователь В.А. Русанов.

Наше знакомство с Парижем и его историей продолжилось. Мы узнали, что 18 марта 1814 года под стенами Парижа произошла последняя битва между войсками коалиции и Наполеона. Великий представитель Орловщины, генерал А.П. Ермолов командовал в этом сражении русской и прусской пешей гвардией. А 19 марта войска союзников вступили в Париж.

Невозможно оторвать взор от восхитительных, почти фантастических храмов. Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке н.э. находился древнеримский алтарь, посвященный верховному богу Юпитеру. Базилика Святого Сердца возвышается, как чудо, на вершине Монмартрского холма, возведена она в память жертв Франко-прусской войны 1870-1871 годов.

Любите ли вы высоту? Высота башни Монпарнас 210 метров. 57 этажей. На лифте всего за 38 секунд мы поднялись на верхнюю смотровую площадку башни. У меня захватило дух от панорамы уникального города: Париж как будто на ладони! А впереди такое волнующее, долгожданное событие – посещение русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа, где захоронено немало знаменитых людей. С особенным трепетом я поклонился могилам достославных писателей-орловцев: лауреата Нобелевской премии И.А. Бунина и кавалера ордена Святого Саввы Сербского Б.К. Зайцева, а также одного из величайших религиозных философов мира С.Н. Булгакова.

При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.