Реставрация здания Кругового депо на Ленинградском вокзале

Реставрация здания Кругового депо

Примерно год назад наблюдалось повышенное волнение вокруг судьбы здания Кругового депо вблизи Ленинградского вокзала. Это здание было решено снести в связи с реализацией инвестиционного проекта строительства четвертого главного пути на участке Москва–Крюково. То, что оно реально мешает строительству, видно на карте. Тогда на нас навесили всех собак за то, что мы сносим памятник архитектуры. Постройка (вернее, то, что от нее осталось) действительно относится к середине 19 века: депо было спроектировано архитекторами К.А.Тоном и Р.А. Желязевичем и имело уникальную для того времени архитектуру. Оно представляло собой круг, разделенный на 22 радиусных ячейки, использовавшихся под паровозные стойла, и накрытый сферическим куполом.


На момент передачи объекта в ведение РЖД в 2011 году его архитектура была полностью утрачена, а статус не определен. Здание представляло собой плачевное зрелище – время его, увы, не пощадило: круговой контур полностью разрушился еще лет 50 назад, оно лишилось купола, обросло хаотичными надстройкам, некоторые оконные проемы были заложены. На территории здания располагались торгово-складские помещения, где арендаторы устроили настоящую помойку.

Это был типичный для Москвы конфликт интересов современного развития (в данном случае – ж/д сообщения в мегаполисе, задыхающемся от транспортных проблем) и сохранения исторической застройки, от которой остался разве что фундамент. Несмотря на рациональные соображения, мною было принято решение о создании экспертной группы с привлечением представителей Госкомнаследия, независимых историков, архитекторов и журналистов, которая должна была провести исследование по этому вопросу.

Эксперты подтвердили статус уникального здания как выявленного памятника архитектуры, и мы приняли решение провести реконструкцию и сохранить его. Специалисты ОАО «РЖД» разработали три варианта проекта реставрации. К реализации утвержден вариант, максимально приближенный к историческому облику здания, но предполагающий демонтаж девяти радиусных ячеек-стойл со стороны проектируемых железнодорожных путей. При реставрации будут применены специальные решения, визуально восполняющие геометрию здания и компенсирующие потерю прочности.

Резюмируя тему, хочу особо подчеркнуть, что на балансе РЖД находится немало памятников архитектуры, которые мы сохраняем, вписывая современные требования в исторический облик объектов, что очень не просто. Достаточно поинтересоваться у музейщиков или просто сходить на вокзалы в Москве, в Питере, посмотреть фотографии малых провинциальных вокзалов или здания, где размещаются управления железных дорог.

Все они сохранены в первозданном виде – это не новодел. На Западно-Сибирской дороге даже сохранен пролет исторического моста. Мы стараемся сберечь все, что действительно является нашим историческим достоянием и составляет славу Российских железных дорог.



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.