Рижский вокзал в Москве: адрес, телефоны, время работы, история.

главная >> энциклопедия москвы >> Вокзалы Москвы >> Рижский вокзал

Рижский железнодорожный вокзал в Москве поначалу носил название Виндавский, в 1930 году был переименован в Балтийский, в 1942 году – в Ржевский, а в 1946 году в Рижский. Здание вокзала находится на Рижской площади в пересечении Проспекта Мира и Сущевского вала.

 

Ежедневно с Рижского вокзала в Москве отправляются три поезда дальнего следования (два в Ригу и один в Великие Луки). Два пути на станции отведены для обслуживания пригородных поездов. Электропоезда отсюда следуют также в Красногорск. Дедовск, Истру, Волоколамск. На нескольких путях располагается экспозиция музея железнодорожного транспорта.

В 12:00 по средам, пятницам, субботам и воскресеньям от Рижского вокзала отходит ретро-поезд на паровозной тяге. Экскурсионный состав следует до станции Подмосковная, где проводится экскурсия по депо.

 

Появление в Москве Рижского вокзала напрямую связано с ростом внешнеторгового оборота России в конце 19 века. Именно этот фактор стимулировал промышленников к строительству железных дорог в направлении Латвии, где находились незамерзающие морские порты. Появление железнодорожной магистрали к Балтийскому морю способствовало бы огромное содействие развитию экономической жизни большей части России.

 

В марте 1897 года Высочайшим указом императора Николая II началось строительство Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, общая протяженность которой составила в итоге 2453 километров.

 

Место для вокзала было выделено у Крестовской заставы на пустыре, который прилегал к Первой Мещанской улицей, и располагался между линией Николаевской железной дороги и Лазаревским кладбищем. Товарную станцию предполагалось построить рядом с пассажирской, а между вокзалом и улицей должна была остаться площадь, чтобы экипажи могли свободно подъезжать сюда.

 

Обществу железной дороги пришлось решать вопросы благоустройства прилегающих улиц и городского водопровода, так как Москворецкий водопровод выходил как раз на территорию станции. Таковы были требования Городской Думы, при выполнении которых позволялось строить станцию. Например, Общество взяло на себя обязанность построить широкий мощеный проезд вдоль Лазаревского кладбища, уложить тротуар и мостовую в Трифоновском переулке и тому подобное.

 

На строительство новой железной дороги было выделено ограниченное время, поэтому проектирование велось по упрощенным техническим условиям. Быстро строился и Виндавский вокзал. В августе 1900 года уже был готов первый этаж. Автором проекта был автор Витебского вокзала в Петербурге, архитектор Станислав Бржозовский, а руководил строительством архитектор Ю. Ф. Дидерихс.

 

Фасад здания Рижского вокзала выполнен в старинном русском стиле. Кажется, что он состоят из трех теремов, соединенных крытыми переходами на уровне первого этажа. В центре располагалось крытое крыльцо. Современники высоко оценили красоту и изящество нового вокзала. В отношении удобства и технической оснащенности, Рижский вокзал был одним из лучших в Москве. У станции была даже своя электростанция, благодаря которой освещались платформы и помещения.

 

Церемония торжественного открытия и освящения вокзала состоялась 11 сентября 1901 года. В этот же день в 18:05 от перрона отошел первый поезд на Виндаву. К минусам нового вокзала относилось то, что поезда приходили поздно вечером. Вокзал был не приспособлен для одновременного размещения большого количества пассажиров, а извозчиков не было, их приходилось нанимать в селе Всехсвятском, а по пути до села багаж нужно было нести в руках.

 

В конце 1930-х годов железнодорожная отрасль начала использовать для перевозок электрическую энергию, так как таким образом намного увеличивалась пропускная способность. Самым первым на Московском железнодорожном узле был электрифицирован отрезок Москва-Пушкино по Ярославскому направлению (1929 год), затем электрички пустили го Горьковскому направлению (1933 год), а в 1937 году – по Курскому.

 

По плану третьему пятилетнему плану первые электрички на Рижском направлении должны пойти в 1943 году, но начало Великой Отечественной войны отодвинуло выполнение этого решения до 1945 года.

 

С годами Рижский вокзал ветшал, да и планировка Рижской площади уже не отвечала требованиям современного транспортного потока. В связи с этим, 10 января 1995 года Правительство Москвы постановило построить на Рижской площади транспортную развязку. В процессе обсуждения был выбран вариант постройки развязки в виде эстакады. Чтобы осуществить проект, пришлось снести грузовой двор, камеры хранения и некоторые другие строения, принадлежащие Рижскому вокзалу.

 

В это же время шли работы по обновлению вокзального здания. Реконструкцию Рижского вокзала можно причислить к лучшим образцам подобных работ. У здания не только не появилось никаких новых элементов, но и были восстановлены по старым чертежам лепнина и старинные люстры.

 

На сегодняшний день Рижский вокзал представляет собой современный комплекс площадью около 5 000 квадратных метров. Здесь работают кассы по продаже железнодорожных билетов, световые информационные табло в залах и на платформе и прочее. В помещениях Рижского вокзала в Москве одновременно могут находиться 1 300 пассажиров. При вокзале работает комната матери и ребенка и гостиница.

 

В 2004 году, 31 июля на Рижском вокзале открылся музей железнодорожной техники. В его экспозиции насчитывается более 40 единиц отечественных и иностранных вагонов, паровозов, щебнеочистительных машин и другой техники. Напротив этого музея расположен вход в Центр научно-технической информации ОАО «РЖД» и Центр инновационного развития.

 

В начале 2000-х годов загрузка Рижского и Савеловского вокзалов значительно снизилась, и их хотели закрыть, а пригородные электрички переместить на другие вокзалы, но планы эти остались лишь на бумаге, оба вокзала по-прежнему работают, правда, в только в дневном режиме.



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.