«Сапсаны» спасают от террористов рамками и досмотром

Безопасность на железнодорожном транспорте сегодня утром лично проверял начальник УТ МВД России по СЗФО Вадим Каширин. Для этого он прибыл на Московский вокзал, где уже полгода действуют металлодетекторы, а с весны досматривают пассажиров «Сапсана» в специально оборудованных павильонах.

По словам руководителя транспортной полиции Северо-Запада, действующая на Московском вокзале схема контроля за безопасностью пассажиров хоть и является временной, вполне оптимальна. Введена она в феврале этого года после «разноса» Дмитрием Медведевым работы силовиков и руководства транспортных компаний. В начале февраля, спустя несколько дней после теракта в московском аэропорту «Домодедово», он побывал на Киевском вокзале Москвы, где не встретил ни одного милиционера. На входе в вокзал не было также ни одного металлоискателя. Всероссийская кампания по установке металлодетекторов стартовала через считанные часы после президентского указания.

Медведев устроил «разнос», лично проверив безопасность Киевского вокзала

Вадим Каширин отметил, что система безопасности на транспорте может совершенствоваться в зависимости от оперативной обстановки и получаемой силовиками информации об угрозах.

В павильоне для пассажиров «Сапсана» представители Северо-Западной дирекции вокзалов и транспортные полицейские, что называется, «в деле» продемонстрировали работу контролирующих устройств. «Проверочный» павильон действует у прохода на платформу, на выходе из здания Московского вокзала. В комплексы досмотрового оборудования включены аппаратура радиационного контроля с функцией видеонаблюдения, стационарный многозонный металлообнаружитель, портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ, портативная рентгено-телевизионная установка, стационарная сканирующая установка для досмотра багажа конвейерного типа, ручной металлоискатель. Пункт досмотра оборудован локализаторами взрыва «Фонтан», с помощью которых в случае опасности можно нейтрализовать взрыв до 5 килограммов в тротиловом эквиваленте.

«В случае срабатывания датчиков подключаем экспертов», — туманно охарактеризовал работу устройства человек в форме. Принципы работы устройств он не объяснил, обосновав, что этим могут воспользоваться недоброжелатели.

«С учетом последних событий «Сапсаны» продолжают оставаться привлекательными для террористов», — признал главный транспортный полицейский Северо-Запада. Он имеет в виду прежде всего распространенную на днях информацию о планировавшемся теракте в «Сапсане» сообщением Москва — Петербург. По информации СМИ, теракт готовился лидерами северокавказского бандподполья и вовремя предотвращен сотрудниками ФСБ.

Предполагаемым организатором теракта, по версии следственного управления ФСБ, являлся житель Кабардино-Балкарии 22-летний Ислам Хамужев, в прошлом году перебравшийся в Дагестан и прошедший спецподготовку у «лесных». В том же году лидеры НВФ отправили Ислама Хамужева в Москву, где он познакомился в одной из мечетей с давно живущими в столице выходцами из Чечни и Ингушетии Мурадом Эдильбиевым и Мурадом Умаевым.

Группе оставалось только назначить время акции и приступить к ее исполнению, однако в самом начале июля главный идеолог подрыва «Сапсана» Ислам Хамужев неожиданно сообщил приятелям, что ему необходимо срочно отъехать на родину. «Задуманное я поручаю завершить тебе»,— сказал лидер, обращаясь к Мураду Эдильбиеву. В тот же день сообщники собрали заготовки бомбы — селитру, батарейки, провода и прочее — в объемную дорожную сумку и перевезли ее в квартиру Мурада Эдильбиева в Тушино. На вопрос матери о том, что находится в багаже, молодой человек объяснил, что приятель попросил его подержать у себя дома его разобранный на запчасти компьютер. К Мураду Эдильбиеву затем переправили и карабин «Сайга», принадлежащий Исламу Хамужеву. Причем, передавая зачехленное оружие приятелю, организатор сообщил ему, что в брезентовой упаковке находится его зарегистрированное охотничье ружье.

Вся подготовка железнодорожного теракта, особенно на ее завершающей стадии, проходила уже под контролем оперативников ФСБ России.

Задержан не успевший уехать в Кабардино-Балкарию Ислам Хамужев, позже оказался под стражей чеченец Мурад Эдильбиев. Вместе с Мурадом Эдильбиевым чекисты съездили в подмосковную Балашиху, в которой снял квартиру его приятель Мурад Умаев (до этого он жил с родителями в столице), а уже оттуда обоих друзей направили в СИЗО «Лефортово». Еще через день к задержанным присоединился и их единомышленник Абдулла — «татарин» — четвертый участник группы.

Лефортовский райсуд Москвы арестовал всех четверых на два месяца, а ФСБ инкриминировала им приготовление к теракту, незаконное изготовление и хранение оружия и боеприпасов (ст. 30, 205, 222 и 223 УК РФ).

Готовы транспортники и к террористической угрозе «с земли» — участки путей обследуются на наличие взрывных устройств, информация стекается в 5 пунктов охраны. В перспективе количество их будет доведено до 13. Пункты охраны железнодорожных путей должны исключить возможность терактов, подобные тем, что происходили с «Невским экспрессом».

Московский вокзал. «Час пассажира». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

Московский вокзал. «Час пассажира». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

Московский вокзал. «Час пассажира». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

Московский вокзал. «Час пассажира». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

Московский вокзал. «Час пассажира». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

Московский вокзал. «Час пассажира». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

Московский вокзал. «Час пассажира». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.