Век девятнадцатый, железный

XIX век вошел в историю архитектуры как эпоха революционных перемен. Пожалуй, даже следующее столетие в этом плане оказалось менее радикальным. «Век девятнадцатый, железный» — так охарактеризовал то время Александр Блок.

Наряду с металлом новаторским строительным материалом во второй половине столетия стал бетон. Сначала он использовался для кладки фундаментов, а затем и стен. В 1896 году впервые в России были изготовлены пустотелые бетонные блоки (так называемые бетонитовые камни), которые тут же составили серьезную конкуренцию кирпичу. Рубеж XIX-XX веков — эпоха интенсивного внедрения бетона в строительную практику. В то время появилось большое количество предприятий, производивших бетонит и другие подобные изделия.

В 1830-е годы Гоголь, предвосхищая бурное развитие металлоконструкций, писал: «…если целые этажи повиснут, если перекинутся смелые арки, если целые массы вместо тяжелых колонн очутятся на сквозных чугунных подпорах, если дом обвесится снизу доверху балконами с узорными чугунными перилами и от них висячие чугунные украшения в тысячах разнообразных видов облекут его своей легкой сетью… — какую легкость, какую эстетическую воздушность приобретут дома наши!» Примерно тогда же Владимир Одоевский мечтал о времени, когда широкое распространение в зодчестве получит стекло. Рисуя в своем фантастическом романе «4338 год» образ Петербурга, он писал: «Здесь такое обыкновение, на богатых домах все крыши хрустальные или крыты хрустальной же белой черепицей…». Знаковой постройкой для европейского зодчества того периода оказался Хрустальный дворец, возведенный Д. Пэкстоном для Всемирной выставки 1851 года в Лондоне. Это грандиозное здание из стекла и металла, ставшее символом архитектуры будущего, вызвало огромный общественный резонанс. Одни им восхищались. Другие, подобно Достоевскому, видели в творении Пэкстона воплощение бездуховности, меркантильности, воспринимали его как символ мира, где «царит Ваал». Однако профессиональные зодчие были едины в понимании огромного значения инженерных и технологических новаций, примененных в этом здании.

Использование металлоконструкций в сочетании со сплошным остеклением получает отныне широчайшее распространение. А после возведения в Париже в 1889 году Эйфелевой башни — грандиозного сооружения высотой 305 метров, состоящего из 15 тысяч сборных элементов и 2,5 миллиона соединяющих их заклепок, вера в силу технических достижений еще более окрепла.

Наряду с пассажами и конторскими зданиями в русских городах появились сооружения, совершенно не похожие ни на что из построенного ранее, — железнодорожные вокзалы. Железная дорога стала таким же символом всемогущества техники, как Хрустальный дворец или Эйфелева башня. Здания вокзалов превратились в своеобразные символы новых возможностей, открывшихся перед человеком. Конечно, здесь нашли самое широкое применение все созданные XIX столетием архитектурные новации, в том числе излюбленные тогда остекленные перекрытия. Среди многочисленных подобных сооружений нельзя не упомянуть дебаркадер (надперронное перекрытие) Киевского вокзала в Москве. Его создателем, как и перекрытия ГУМа, а также ряда других выдающихся конструкций, стал знаменитый русский инженер В. Шухов.

Неотъемлемой и едва ли не самой эффектной частью железных дорог были мосты. Огромные сооружения невиданных ранее форм, решительно вторгающиеся в столетиями не менявшийся пейзаж с мчавшимися по ним паровозами, удивляли смелостью и новизной инженерных решений, становились подлинными символами прогресса. При их возведении применялись самые современные технологии и материалы и, конечно же, металл и железобетон.

Первые металлические мосты — они делались из чугуна — появились в Англии в конце XVIII века. В 1842 году по проекту инженера С. Кербедза построен первый постоянный металлический мост через Неву. Однако довольно скоро выяснилось, что для мостов больше подходит железо — оно прочнее чугуна, хотя и дороже. Последним крупным чугунным мостом стал Николаевский в Петербурге, построенный в 1850 году тем же Кербедзом. В 1875 году возведен Александровский мост через Волгу около Сызрани (инженер Н. Белелюбский) длиной 1483 метра.

С 1880-х годов в русском мостостроении начинает применяться сталь. В 1899 году было открыто движение по созданному Л. Проскуряковым мосту через Енисей в Красноярске, известному всем по десятирублевой купюре. Это выдающееся произведение русского инженерного искусства, завоевавшее Гран-при на выставке в Париже, состоит из шести огромных арок пролетом 144 метра каждая. Самым крупным в дореволюционной России стал Кичкасский мост в Киеве, имевший пролет 190 метров. Справедливости ради стоит отметить, что русское мостостроение, при всех его достижениях, все же уступало западному, прежде всего американскому. Для сравнения достаточно сказать, что самым большим в мире в то время считался мост через реку Святого Лаврентия в Квебеке, пролет которого превышал 586 метров.

Небывалый рост городов в XIX веке привел к увеличению плотности застройки и, как ‘следствие, увеличению этажности жилых домов. Для России, привыкшей к одно-, двухэтажной застройке, появление зданий высотой в пять, семь, десять этажей стало настоящей революцией, радикально изменившей облик крупных городов. Ведущим типом жилья здесь становится многоэтажный доходный дом, включавший множество квартир,

сдававшихся внаем Темпы строительства подобных зданий были для того времени поистине колоссальными. Так, в Петербурге в конце века возводилось 480 многоэтажек в год. Надо, однако, заметить, что даже в крупных городах большую часть жилой застройки по-прежнему составляли одноэтажные дома, преимущественно деревянные, окруженные небольшими садиками. Например, в Москве в 1912 году такие дома составляли более 50 процентов жилья, тогда как зданий высотой свыше трех этажей было всего 3 процента.

Но все же лицо города определяли именно многоэтажные сооружения. В 1874 году газеты как о некой сенсации писали о строительстве первого в Москве пятиэтажного здания — Троицкого подворья на Ильинке. Через 30 лет событием стало возведение на Садово-Спасской улице по проекту О. Шишковского восьмиэтажного доходного дома, прозванного современниками «тучерезом» (это слово, кстати, появилось в русском языке раньше, чем привычный нам «небоскреб», являющийся дословным переводом английского термина sky-scraper). Спустя несколько лет началось возведение десятиэтажного дома Э. Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, громада которого в 1913 году поднялась над небольшой и малоэтажной тогда Страстной (ныне Пушкинской) площадью. Заметим, что, хотя предназначался он для дешевых квартир, Нирнзее запроектировал для жильцов скверик на крыше и театр в подвале.

Впрочем, строительная лихорадка имела порой и печальные последствия. Например, 10 октября 1888 года обвалилась стена строящегося дома Московского купеческого общества на Неглинной улице в Москве, похоронив под собой нескольких человек. Спустя четыре дня рухнула часть дома на Тверской улице. Пожалуй, самой масштабной катастрофой стало обрушение в 1913 году огромного восьмиэтажного дома в Калашном переулке.

До бесконечности увеличивать этажность зданий невозможно. Слишком высокими постройками было чрезвычайно тяжело пользоваться, пока не появилось одно из самых значимых для истории архитектуры изобретений — лифт. Его создание сразу сняло почти все ограничения по этажности. Датой создания первого лифта принято считать 1852 год, когда американец Э. Отис получил соответствующий патент, хотя известно, что еще в конце XVIII столетия Иван Кулибин сконструировал некое подобие лифта для Зимнего дворца. Лифты Отиса сначала были грузовыми, и лишь в 1857 году в одном из нью-йоркских домов установили пассажирское устройство. А уже через год первый лифт фирмы Отиса доставили в Россию. Первое время лифты были паровыми, только в 1880 году фирма «Сименс» создала электрический лифт. К началу прошлого века в Москве, например, существовало всего 22 лифта.

Закружиться в хороводе с Дедом Морозом, Снегурочкой и другими сказочными персонажами — не об этом ли мечтают мальчишки и девчонки? Воплотить эти желания в жизнь можно на новогодних представлениях, подготовленных труппами мурманских областных театров — драмы, Северного флота и кукол….

По давно сложившейся традиции свой профессиональный праздник энергетики отмечают 22 декабря. Именно в этот день в далеком 1920 году был принят план электрификации страны — знаменитый план ГОЭЛРО. Встречая праздник, принято подводить итоги и заглядывать в завтрашний день. Какие события…



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.