Вокзал на Рижской площади

Вокзал расположен на Рижской площади. С вокзала отправляются всего два поезда — в Ригу и Великие Луки. С вокзала также следуют пригородные электрички до станций: Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская (город Истра), Румянцево, Волоколамск и Шаховская и другие.

Пересадка на железнодорожные платформы Рижская (Октябрьская железная дорога) и Ржевская. Пересадка на станцию метро «Рижская».

Рост внешнеторгового оборота царской России в конце XIX столетия вызвал усиленное строительство новых железнодорожных линий к незамерзающим портам Латвии. Российские промышленники и купечество настойчиво пробивались на мировой рынок. В стране, кроме зерна, муки, мяса, были богатые месторождения руды, каменного угля и других полезных ископаемых.

Отечественная промышленность уверенно набирала силу. Предприниматели очень быстро оценили преимущество прокладки новой железной дороги к Балтийскому морю. Появление такой линии содействовало подъему экономической жизни громадного района страны, начиная от его северо-западных краев и включая необъятные возможности Волжского бассейна.

Именно это обусловило прокладку Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги общей протяженностью 2453 км. По Высочайшему Указу Николая II от 2 марта 1897 г. началось строительство колеи. Общество Московско-Виндаво-Рыбинской дороги обратилось в Московскую городскую управу с просьбой «изъявить согласие на расположение товарной и пассажирской станции „Москва“ у Крестовской заставы на пустопорожних местах между линией Николаевской железной дороги и Лазаревским кладбищем».

Предполагалось пассажирский вокзал построить у Крестовской заставы на обширном пустыре, прилегающем одной стороной к Первой Мещанской улице. Между этим зданием и улицей должна была оставаться большая площадь, обеспечивающая подъезд экипажей к вокзалу. Товарную станцию хотели расположить рядом с пассажирской. На ней специально отводилось место для выгрузки лесных материалов и дров, что тогда имело для города большое значение.

От Общества железной дороги требовались значительные затраты на благоустройство улиц и решение вопросов с существующим и будущим городским водопроводом, так как трубы Москворецкого водопровода попадали на станционную территорию. В итоге дорога согласилась с требованиями Москвы, изложенными в Приговоре Городской Думы от 9 февраля 1899 г. «Об условиях, предъявленных городом Обществу Московско — Виндаво- Рыбинской железной дороги при устройстве товарной и пассажирской станции „Москва“ у Крестовской заставы». Дорога обязалась сделать вдоль Лазаревского кладбища проезд не менее 10 саженей ширины и замостить его, сделать тротуар и мостовую в Трифоновском переулке, решить ряд вопросов по содержанию речки Напрудной и выполнить еще другие работы. Так как время на постройку новой железной дороги было ограничено, ее проектирование велось по упрощенным техническим условиям с созданием большого количества обходов естественных препятствий Клинской гряды.

К августу 1900 года был введен в строй первый этаж Виндавского вокзала. Здание строилось каменное, частично двухэтажное, частично в один этаж.

Виндавский вокзал построен по проекту Петербургского архитектора С. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга . Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Дитриха (по некоторым документам он же — Ю. Ф. Дидерихс ).

Здание вокзала выделяется красивым наружным фасадом в старинном русском стиле. Украшают здание практически все элементы, которые встречаются в русской архитектуре XVII века. Это окна разнообразной формы, наличники, кокошники, бегунки, поребрики. Современники единодушно отметили большой вкус и достоинства избранного варианта, вкус и грамотность конструкции молодого архитектора, который закончил работу накануне своего тридцатилетия. Здание вокзала выделяется наружным фасадом в псевдорусском стиле и состоит из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала — в два этажа.

Особенно торжественной была центральная часть вокзала с крытым крыльцом, удобным входом. Вокзал обоснованно считался самым удобным для пассажиров и был во многом технически совершенен. У вокзала была своя электростанция, которая освещала помещения и платформы. 11 сентября 1901 года состоялось торжественное открытие Виндавского вокзала в Москве. Первый поезд отправился в Виндаву в 18:05. В июне 1901 года сюда пришел первый поезд из Ржева, и затем регулярно три раза в неделю ходил поезд Москва-2  — Ржев. Но были и свои сложности для приезжающих. Они состояли в том, что поезда приходили по вечерам, маленький вокзал еще не был приспособлен к людским массам. Извозчиков не было, их брали в селе Всехсвятском, до которого багаж приходилось нести в руках и на плечах. Вокзал не однажды менял свои названия. Со времени постройки и до  1930-х годов это был Виндавский, затем Балтийский, Ржевский и с 1946 г. — Рижский вокзал.

В конце 30-х годов складывается ситуация, при которой технические скорости пригородных поездов с паровой тягой стали сдерживать все виды железнодорожных перевозок. Электрифицированная железная дорога обладала повышенной пропускной способностью. В 1929 году первым на московском узле был электрифицирован участок Москва — Пушкино ярославского направления, вскоре, в 1933 году, электрички пошли по горьковскому направлению, в 1935 — по рязанскому, а в 1937 — по курскому. В соответствии с планом третьей пятилетки, первые электрички на рижском направлении должны были появиться в 1943 году. Но помешала Великая Отечественная война. И первые электрички пошли только весной 1945 года. Со временем Рижский вокзал ветшал. Из-за транспортных пробок возникла необходимость переустройства Рижской площади.

10 января 1995 года Правительство Москвы приняло постановление «О комплексной застройке площади Рижского вокзала с решением транспортной развязки». Основной проблемой, стоявшей перед городом, было решение транспортной развязки на пересечении проспекта Мира с Рижской эстакадой и Сущевским валом. Из возможных вариантов — тоннеля и эстакады — специалисты предпочли эстакаду. Строительство эстакады потребовало частичного сноса грузового двора Рижского вокзала, камеры хранения и ряда других строений. Сегодня все это уже позади.

Современное пролетное строение с многополосным движением в обе стороны и системой подземных пешеходных переходов, которые объединили вокзал, станцию метро, улицы города, — это нынешняя вокзальная площадь. Её украшает обновленный, посвежевший вокзал-юбиляр . После реконструкции облик вокзала не изменился: никаких пристроек, дополнительных этажей не появилось. Более того, по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали нарядные люстры. Сегодня Рижский вокзал — это около 5 тыс. метров полезной площади, современные билетные кассы, световая информация в залах и на платформе. Это просторные, светлые залы ожидания: 1300 чел. одновременно могут находиться под его гостеприимной крышей. Это вновь открытая комната матери и ребенка, комфортная гостиница и многое другое. Главное — втрое увеличилась пропускная способность всего вокзального комплекса. Присутствовавший в феврале 1995 г. на открытии вокзала мэр Ю. Лужков особенно подчеркнул, что восстановление столичных вокзалов — важнейшая часть столичной программы по восстановлению архитектурного облика Москвы.

Рижский вокзал обслуживает пассажиров северо-западных направлений железных дорог и соединивших промышленные Московский и Петербургский районы с Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниями, Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западных губерний. С Рижского вокзала осуществлялись наиболее массовые пассажирские перевозки. На российских железных дорогах он занимал первое место среди вокзалов.

Прямые электропоезда с Рижского вокзала связывают Москву с такими городами Московской области, как Красногорск, Дедовск, Истра, Волоколамск.

Возможен гибкий режим работы билетной кассы.

Расписание движения поездов: Рижский вокзал — отправление



При копировании или цитировании материалов с сайта moscow-vokzali.ru активная индексируемая ссылка желательна.